Печатал анализ рассказа Достоевского "Ёлка и Свадьба" и решила выставить. Читать долго,но если оставите мне комментарий,будет очень приятно.
читать дальшеФедор Михайлович Достоевский
ЕЛКА И СВАДЬБА
Из записок неизвестного
На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку.
Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не
знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это
вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня
пригласили на детский бал. Лицо приглашавшее было одно известное деловое
лицо, со связями, с знакомством, с интригами, так что можно было подумать,
что детский бал этот был предлогом для родителей сойтись в кучу и
потолковать об иных интересных материях невинным, случайным, нечаянным
образом. Я был человек посторонний; материй у меня не было никаких, и
потому я провел вечер довольно независимо. Тут был и еще один господин, у
которого, кажется, не было ни роду, ни племени, но который, подобно мне,
попал на семейное счастье... Он прежде всех бросился мне на глаза. Это был
высокий, худощавый мужчина, весьма серьезный, весьма прилично одетый. Но
видно было, что ему вовсе не до радостей и семейного счастья; когда он
отходил куда-нибудь в угол, то сейчас же переставал улыбаться и хмурил свои
густые черные брови. Знакомых, кроме хозяина, на всем бале у него не было
ни единой души. Видно было, что ему страх скучно, но что он выдерживал
храбро, до конца, роль совершенно развлеченного и счастливого человека. Я
после узнал, что это один господин из провинции, у которого было какое-то
решительное, головоломное дело в столице, который привез нашему хозяину
рекомендательное письмо, которому хозяин наш покровительствовал вовсе не
con amore и которого пригласил из учтивости на свой детский бал. В карты не
играли, сигары ему не предложили, в разговоры с ним никто не пускался,
может быть издали узнав птицу по перьям, и потому мой господин принужден
был, чтоб только куда-нибудь девать руки, весь вечер гладить свои
бакенбарды. Бакенбарды были действительно весьма хороши. Но он гладил их до
того усердно, что, глядя на него, решительно можно было подумать, что
сперва произведены на свет одни бакенбарды, а потом уж приставлен к ним
господин, чтобы их гладить.
Кроме этой фигуры, таким образом принимавшей участие в семейном
счастии хозяина, у которого было пятеро сытеньких мальчиков, понравился мне
еще один господин. Но этот уже был совершенно другого свойства. Это было
лицо. Звали его Юлиан Мастакович. С первого взгляда можно было видеть, что
он был гостем почетным и находился в таких же отношениях к хозяину, в каких
хозяин к господину, гладившему свои бакенбарды. Хозяин и хозяйка говорили
ему бездну любезностей, ухаживали, поили его, лелеяли, подводили к нему для
рекомендации своих гостей, а его самого ни к кому не подводили. Я заметил,
что у хозяина заискрилась слеза на глазах, когда Юлиан Мастакович отнесся
по вечеру, что он редко проводит таким приятным образом время. Мне как-то
стало страшно в присутствии такого лица, и потому, полюбовавшись на детей,
я ушел в маленькую гостиную, которая была совершенно пуста, и засел в
цветочную беседку хозяйки, занимавшую почти половину всей комнаты.
Дети все были до невероятности милы и решительно не хотели походить на
больших, несмотря на все увещания гувернанток и маменек. Они разобрали всю
елку вмиг, до последней конфетки, и успели уже переломать половину игрушек,
прежде чем узнали, кому какая назначена. Особенно хорош был один мальчик,
черноглазый, в кудряшках, который все хотел меня застрелить из своего
деревянного ружья. Но всех более обратила на себя внимание его сестра,
девочка лет одиннадцати, прелестная, как амурчик, тихонькая, задумчивая,
бледная, с большими задумчивыми глазами навыкате. Ее как-то обидели дети, и
потому она ушла в ту самую гостиную, где сидел я, и занялась в уголку - с
своей куклой. Гости с уважением указывали на одного богатого откупщика, ее
родителя, и кое-кто замечал шепотом, что за ней уже отложено на приданое
триста тысяч рублей. Я оборотился взглянуть на любопытствующих о таком
обстоятельстве, и взгляд мой упал на Юлиана Мастаковича, который, закинув
руки за спину и наклонив немножечко голову набок, как-то чрезвычайно
внимательно прислушивался к празднословию этих господ. Потом я не мог не
подивиться мудрости хозяев при раздаче детских подарков. Девочка, уже
имевшая триста тысяч рублей приданого, получила богатейшую куклу. Потом
следовали подарки понижаясь, смотря по понижению рангов родителей всех этих
счастливых детей. Наконец, последний ребенок, мальчик лет десяти,
худенький, маленький, весноватенький, рыженький, получил только одну книжку
повестей, толковавших о величии природы, о слезах умиления и прочее, без
картинок и даже без виньетки.
Он был сын гувернантки хозяйских детей, одной бедной вдовы, мальчик
крайне забитый и запуганный. Одет он был в курточку из убогой нанки.
Получив свою книжку, он долгое время ходил около других игрушек; ему ужасно
хотелось поиграть с другими детьми, но он не смел; видно было, что он уже
чувствовал и понимал свое положение. Я очень люблю наблюдать за детьми.
Чрезвычайно любопытно в них первое, самостоятельное проявление в жизни. Я
заметил, что рыженький мальчик до того соблазнился богатыми игрушками
других детей, особенно театром, в котором ему непременно хотелось взять на
себя какую-то роль, что решился поподличать. Он улыбался и заигрывал с
другими детьми, он отдал свое яблоко одному одутловатому мальчишке, у
которого навязан был полный платок гостинцев, и даже решился повозить
одного на себе, чтоб только не отогнали его от театра. Но чрез минуту
какой-то озорник препорядочно поколотил его. Ребенок не посмел заплакать.
Тут явилась гувернантка, его маменька, и велела ему не мешать играть другим
детям. Ребенок вошел в ту же гостиную, где была девочка. Она пустила его к
себе, и оба весьма усердно принялись наряжать богатую куклу.
Я сидел уже с полчаса в плющовой беседке и почти задремал,
прислушиваясь к маленькому говору рыженького мальчика и красавицы с
тремястами тысяч приданого, хлопотавших о кукле, как вдруг в комнату вошел
Юлиан Мастакович. Он воспользовался скандал°зною сценою ссоры детей и вышел
потихоньку из залы. Я заметил, что он с минуту назад весьма горячо говорил
с папенькой будущей богатой невесты, с которым только что познакомился, о
преимуществе какой-то службы перед другою. Теперь он стоял в раздумье и как
будто что-то рассчитывал по пальцам.
- Триста... триста, - шептал он. - Одиннадцать... двенадцать...
тринадцать и так далее. Шестнадцать - пять лет! Положим, по четыре на сто -
12, пять раз =60, да на эти 60... ну, положим, всего будет через пять лет -
четыреста. Да! вот... Да не по четыре со ста же держит, мошенник! Может,
восемь аль десять со ста берет. Ну, пятьсот, положим, пятьсот тысяч, по
крайней мере, это наверное; ну, излишек на тряпки, гм...
Он кончил раздумье, высморкался и хотел уже выйти из комнаты, как
вдруг взглянул на девочку и остановился. Он меня не видал за горшками с
зеленью. Мне казалось, что он был крайне взволнован. Или расчет
подействовал на него, или что-нибудь другое, но он потирал себе руки и не
мог постоять на месте. Это волнение увеличилось до nec plus ultra, когда он
остановился и бросил другой, решительный взгляд на будущую невесту. Он было
двинулся вперед, но сначала огляделся кругом. Потом, на цыпочках, как будто
чувствуя себя виноватым, стал подходить к ребенку. Он подошел с улыбочкой,
нагнулся и поцеловал ее в голову. Та, не ожидая нападения, вскрикнула от
испуга.
- А что вы тут делаете, милое дитя? - спросил он шепотом, оглядываясь
и трепля девочку по щеке.
- Играем...
- А? с ним? - Юлиан Мастакович покосился на мальчика.
- А ты бы, душенька, пошел в залу, - сказал он ему.
Мальчик молчал и глядел на него во все глаза. Юлиан Мастакович опять
осмотрелся кругом и опять нагнулся к девочке.
- А что это у вас, куколка, милое дитя? - спросил он.
- Куколка, - отвечала девочка, морщась и немножко робея.
- Куколка... А знаете ли вы, милое дитя, из чего ваша куколка сделана?
- Не знаю... - отвечала девочка шепотом и совершенно потупив голову.
- А из тряпочек, душенька. Ты бы пошел, мальчик, в залу, к своим
сверстникам, - сказал Юлиан Мастакович, строго посмотрев на ребенка.
Девочка и мальчик поморщились и схватились друг за друга. Им не хотелось
разлучаться.
- А знаете ли вы, почему подарили вам эту куколку? - спросил Юлиан
Мастакович, понижая все более и более голос.
- Не знаю.
- А оттого, что вы были милое и благонравное дитя всю неделю .
Тут Юлиан Мастакович, взволнованный донельзя осмотрелся кругом и,
понижая все более и более голос, спросил наконец неслышным, почти совсем
замирающим от волнения и нетерпения голосом:
- А будете ли вы любить меня, милая девочка, когда я приеду в гости к
вашим родителям?
Сказав это, Юлиан Мастакович хотел еще один раз поцеловать милую
девочку, но рыженький мальчик, видя, что она совсем хочет заплакать,
схватил ее за руки и захныкал от полнейшего сочувствия к ней. Юлиан
Мастакович рассердился не в шутку.
- Пошел, пошел отсюда, пошел! - говорил он мальчишке. - Пошел в залу!
пошел туда, к своим сверстникам!
- Нет, не нужно, не нужно! подите вы прочь, - сказала девочка, -
оставьте его, оставьте его! - говорила она, почти совсем заплакав.
Кто-то зашумел в дверях, Юлиан Мастакович тотчас же приподнял свой
величественный корпус и испугался. Но рыженький мальчик испугался еще более
Юлиана Мастаковича, бросил девочку и тихонько, опираясь о стенку, прошел из
гостиной в столовую. Чтоб не подать подозрений, Юлиан Мастакович пошел
также в столовую. Он был красен как рак и, взглянув в зеркало, как будто
сконфузился себя самого. Ему, может быть, стало досадно за горячку свою и
свое нетерпение. Может быть, его так поразил вначале расчет по пальцам, так
соблазнил и вдохновил, что он, несмотря на всю солидность и важность,
решился поступить как мальчишка и прямо абордировать свой предмет, несмотря
на то что предмет мог быть настоящим предметом по крайней мере пять лет
спустя. Я вышел за почтенным господином в столовую и увидел странное
зрелище. Юлиан Мастакович, весь покраснев от досады и злости, пугал рыжего
мальчика, который, уходя от него все дальше и дальше, не знал - куда
забежать от страха.
- Пошел, что здесь делаешь, пошел, негодник, пошел! Ты здесь фрукты
таскаешь, а? Ты здесь фрукты таскаешь? Пошел, негодник, пошел, сопливый,
пошел, пошел к своим сверстникам!
Перепуганный мальчик, решившись на отчаянное средство, попробовал было
залезть под стол. Тогда его гонитель, разгоряченный донельзя, вынул свой
длинный батистовый платок и начал им выхлестывать из-под стола ребенка,
присмиревшего до последней степени. Нужно заметить, что Юлиан Мастакович
был немножко толстенек. Это был человек сытенький, румяненький,
плотненький, с брюшком, с жирными ляжками, словом, что называется, крепняк,
кругленький, как орешек. Он вспотел, пыхтел и краснел ужасно. Наконец он
почти остервенился, так велико было в нем чувство негодования и, может быть
(кто знает?), ревности. Я захохотал во все горло. Юлиан Мастакович
оборотился и, несмотря на все значение свое, сконфузился в прах. В это
время из противоположной двери вошел хозяин. Мальчик вылез из-под стола и
обтирал свои колени и локти. Юлиан Мастакович поспешил поднесть к носу
платок, который держал, за один кончик, в руках.
Хозяин немножко с недоумением посмотрел на троих нас но, как человек,
знающий жизнь и смотрящий на нее с точки серьезной, тотчас же
воспользовался тем, что поймал наедине своего гостя.
- Вот-с тот мальчик-с, - сказал он,указав на рыженького, - о котором я
имел честь просить...
- А? - отвечал Юлиан Мастакович, еще не совсем оправившись.
- Сын гувернантки детей моих, - продолжал хозяин просительным тоном, -
бедная женщина, вдова, жена одного честного чиновника; и потому... Юлиан
Мастакович, если возможно...
- Ах, нет, нет, - поспешно закричал Юлиан Мастакович, - нет, извините
меня, Филипп Алексеевич, никак невозможно-с. Я справлялся; вакансии нет, а
если бы и была, то на нее уже десять кандидатов, гораздо более имеющих
право, чем он... Очень жаль, очень жаль...
- Жаль-с, - повторил хозяин, - мальчик скромненький, тихонький...
- Шалун большой, как я замечаю, - отвечал Юлиан Мастакович,
истерически скривив рот, - пошел, мальчик, что ты стоишь, пойди к своим
сверстникам! - сказал он, обращаясь к ребенку.
Тут он, кажется, не мог утерпеть и взглянул на меня одним глазом. Я
тоже не мог утерпеть и захохотал ему прямо в глаза. Юлиан Мастакович тотчас
же отворотился и довольно явственно для меня спросил у хозяина, кто этот
странный молодой человек? Они зашептались и вышли из комнаты. Я видел
потом, как Юлиан Мастакович, слушая хозяина, с недоверчивостию качал
головою.
Нахохотавшись вдоволь, я воротился в залу. Там великий муж, окруженный
отцами и матерями семейств, хозяйкой и хозяином, что-то с жаром толковал
одной даме, к которой его только что подвели . Дама держала за руку
девочку, с которою, десять минут назад, Юлиан Мастакович имел сцену в
гостиной. Теперь он рассыпался в похвалах и восторгах о красоте, талантах,
грации и благовоспитанности милого дитяти. Он заметно юлил перед маменькой.
Мать слушала его чуть ли не со слезами восторга. Губы отца улыбались.
Хозяин радовался излиянию всеобщей радости. Даже все гости сочувствовали,
даже игры детей были остановлены, чтоб не мешать разговору. Весь воздух был
напоен благоговением. Я слышал потом, как тронутая до глубины сердца
маменька интересной девочки в отборных выражениях просила Юлиана
Мастаковича сделать ей особую честь, подарить их дом своим драгоценным
знакомством; слышал, с каким неподдельным восторгом Юлиан Мастакович принял
приглашение и как потом гости, разойдясь все, как приличие требовало, в
разные стороны, рассыпались друг перед другом в умилительных похвалах
откупщику, откупщице, девочке и в особенности Юлиану Мастаковичу.
- Женат этот господин? - спросил я, почти вслух, одного из знакомых
моих,стоявшего ближе всех к Юлиану Мастаковичу.
Юлиан Мастакович бросил на меня испытующий и злобный взгляд.
- Нет! - отвечал мне мой знакомый, огорченный до глубины сердца моею
неловкостию, которую я сделал умышленно...
Недавно я проходил мимо ***ской церкви; толпа и съезд поразили меня.
Кругом говорили о свадьбе. День был пасмурный, начиналась изморось; я
пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький,
кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. Он бегал,
хлопотал и распоряжался. Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я
протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва
настала первая весна. Но красавица была бледна и грустна . Она смотрела
рассеянно; мне показалось даже, что глаза ее были красны от недавних слез.
Античная строгость каждой черты лица ее придавала какую-то важность и
торжественность ее красоте. Но сквозь эту строгость и важность, сквозь эту
грусть просвечивал еще первый детский, невинный облик; сказывалось что-то
донельзя наивное, неустановившееся, юное и, казалось, без просьб само за
себя молившее о пощаде.
Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет. Взглянув внимательно на
жениха, я вдруг узнал в нем Юлиана Мастаковича, которого не видел ровно
пять лет. Я поглядел на нее... Боже мой! Я стал протесняться скорее из
церкви. В толпе толковали, что невеста богата, что у невесты пятьсот тысяч
приданого... и на сколько-то тряпками...
"Однако расчет был хорош!" - подумал я, протеснившись на улицу...
---------------------------------------------------------------------------
Впервые опубликовано: "Отечественные записки", сентябрь 1848 г.
читать дальше «Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём, - деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих, возможно,
даже главная причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность.» Иосиф Бродский
«Однако расчёт был хорош!», такими словами заканчивается рассказ Ф.М.Достоевского «Ёлка и свадьба». Расчет, продуманный много лет назад, действительно состоялся. И этот расчет, который был основан на деньгах, на алчности, на терпении и нетерпении, на отличной возможности, которую нельзя было упустить, на жадности и ещё раз на деньгах, был также основан на человеческой судьбе, которая по ценности стала последней в выше перечисленном ряду. И вот эта стихия, название которой деньги, смела на своём пути, понятие жизни, счастья и любви.
Повествование рассказа ведётся от автора,3 – его лица. Автор – наблюдатель, который становится случайным свидетелем событий, взаимосвязь которых понимает лишь он. Он сам на протяжении всего рассказа неоднократно подчёркивает именно свою «наблюдательскую» роль («Тут был и еще один господин, у
которого, кажется, не было ни роду, ни племени, но который, подобно мне,
попал на семейное счастье... Он прежде всех бросился мне на глаза», «…понравился мне
еще один господин. Но этот уже был совершенно другого свойства. Это было
лицо. Звали его Юлиан Мастакович», «Особенно хорош был один мальчик», «Но всех более обратила на себя внимание его сестра», «я очень люблю наблюдать за детьми», «я заметил») и то, что он не вмешивается в события, не является их участником, в тоже самое время, участвуя в них. Рассказ начинается со слов: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку». И вот перед нами два события: свадьба и ёлка. Свадьба, которая упоминается в начале рассказа, подготавливает нас к своему логическому продолжению, то есть объяснению самой сути этого события, его упоминания и связи с Ёлкой. Мы понимаем, что свадьба дала толчок к воспоминанию о Ёлке, но автор, как будто смеясь, замечает: «Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку», тем самым, обескураживая и заставляя забыть на время о свадьбе. Становясь случайным гостем на детском предновогоднем празднике, который был предлогом для того, чтобы сойтись родителям, он опять подмечает много деталей. «Независимо» - вот ключевое слово в пребывание автора на Ёлке. Ему не надо пресмыкаться перед богатыми и знатными, ему не нужно подходить к кому-то и разговаривать. («Я провел вечер довольно независимо»). Автор имеет большую роль в рассказе, именно он передаёт содержание истории, свидетелем которой он стал. И если сначала мы видим всё немного со стороны, то затем автор, повествующий, сливается с автором именным, то есть с самим Достоевским. И уже точно можно сказать – это Он.
Фон рассказа Достоевского с самого начала гораздо шире, чем может показаться, фабула запутаннее, и в ней участвует большее количество людей. Упоминается очень много персонажей, на первый взгляд ненужных, но которые всё-таки помогают своим мимолетным образом, обрисовать всю картину в целом. Дети, играющие на Ёлке, взрослые, хозяева, гувернантка, люди на свадьбе.…Все они имеют голос, свою реплику, своё действие, которое всё-таки что-то обозначает. Так «мужчина с бакенбардами». С одной стороны он появляется для очевидного сравнения, которое Достоевский указывает сам: «он (Юлиан Мастакович) был гостем почетным и находился в таких же отношениях к хозяину, в каких хозяин к господину, гладившему свои бакенбарды», указывая на взаимоотношения во взрослом обществе, где деньги решают всё, то есть главное – это отношение к тебе («В карты не играли, сигары ему не предложили, в разговоры с ним никто не пускался»). С другой стороны, он не выступает в роли «униженного и оскорбленного», как, например, мальчик, сын гувернантки, ему скучно здесь, он абсолютно ничего не делает и, наверняка, ждёт окончания праздника. В тоже время нам показана параллель детского общества, где взаимоотношения между детьми уже диктуются взрослым обществам, а значит, и следуют их правилам. Так, например, подарки, которые дети получили в соответствии рангам своих родителей. «Последний ребенок, мальчик лет десяти, худенький, маленький, весноватенький, рыженький, получил только одну книжку повестей, толковавших о величии природы, о слезах умиления и прочее, без картинок и даже без виньетки», «ему ужасно хотелось поиграть с другими детьми, но он не смел; видно было, что он уже чувствовал и понимал свое положение». Девочка, которая имела триста тысяч приданного получила богатую куклу. Но, несмотря на уже начинавшуюся иерархию, очень похожую на взрослую, дети всё-таки говорили всё в лицо и были детьми («Дети все были до невероятности милы и решительно не хотели походить на больших, несмотря на все увещания гувернанток и маменек»). В этом детском мире, на этой счастливой Ёлке и решилась судьба самой богатой девочки. Какую всё-таки большую силу имеют связи в мире взрослых, какую огромную силу имеют деньги и как они своими чёрными нитями забираются в детский, светлый мир. Самая главная сцена рассказа – это необузданная страсть, алчность самого главного и важного из гостей, который своей могущественной рукой решает судьбу девочки с приданном в триста тысяч. Нелепо, смешно смотрится сцена того, как он целует девочку и говорит ей: «А будете ли вы любить меня, милая девочка, когда я приеду в гости к вашим родителям?». Как он гонится за мальчиком, который в порыве детской нежности хотел защитить девочку. («Пошел, что здесь делаешь, пошел, негодник, пошел!»). Юлиан Мастакович - это надутый до потери человеческого облика "их превосходительства", может быть, вовсе не злой, но по cвоему устоявшемуся восприятию коверкающий жизнь тех, которые стоят под ним. Имея уже большое состояние, признание в обществе, он не может упустить такой возможности. Какое нужно иметь терпение, чтобы прождать 5 лет, пока девочка превратится в девушку, чтобы высчитать процент от сделки, чтобы часто бывать в её доме, любезничать с родителями, каков должен быть расчёт!...И этот расчёт, не имеющий под собой никакой вразумительной мотивации от одной своей внезапной, загоревшейся мысли меняет навсегда жизнь девочки. И эти родители, улыбающиеся от одного восторженного слова Юлиан Мастаковича, допустившие душевную гибель их дочери, эти фальшивые хозяева, которые просят, с лестью и боязнью за гувернантского сына…Эти люди, не понимающие и не видящие, что только что перед ними решилась судьба маленькой, неокрепшей души, которая почувствовав опасность затрепетала и уже надломилась. Мальчик, «запуганный и забитый», от сочувствия и сожаления, которое он почувствовал к девочке, хочет защитить её, не представляющий немалейшей опасности, а Юлиан Мастакович из-за, может быть, ревности, как замечает автор разозлился на него до такой степени, что автору стало смешно и он рассмеялся ему в лицо. Ревности, вот настоящее чувство которое он почувствовал, но ревности какой? Ревности той, когда на твою собственность, твою личную, частную вещь кто-то смотрит, кто-то её трогает, хочет взять…Девочка, с той самой минуты, когда загорелась в нём эта мыль о расчёте, становится его вещью сначала в голове, а потом воплощается в жизнь.
И вот перед нами другая картина. Красочный детский вечер с елкой, плавно перетекает в пасмурный день. А сцена, когда взрослый мужчина считает в уме прибыль в прекрасную свадьбу. И вот перед нами два лица, жених и невеста: «это был человек сытенький, румяненький, плотненький, с брюшком, с жирными ляжками, словом, что называется, крепняк, кругленький, как орешек» - «это был маленький,
кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный», «девочка лет одиннадцати, прелестная, как амурчик, тихонькая, задумчивая, бледная, с большими задумчивыми глазами навыкате» - «увидел чудную красавицу, для которой едва
настала первая весна. Но красавица была бледна и грустна». Пять лет пролетают, оставляя в сердцах для каждого свои следы. Для него – официальное подтверждение обладания деньгами и их носителем, для неё – официальное подтверждение разрушения жизни. Как грустна эта история, чувствуется трагичность в её конце, надлом девушки. Достоевский не раскрывает нам характеры своих героев, кроме Юлиан Мастаковича, но можем ли мы считать его главным героем? Его ли образ хотел донести нам автор? Мы должны были сами почувствовать переживания этой души, молодой, по существу совсем детской души, которую купил Он, и продали Родители. Она – вещь, мы даже не знаем её имени, но у этой вещи есть душа. И, может быть, именно после этих переживаний, после этого отношения она станет чище, она вознесётся над ними…Она больший человек, чем все они. И именно эту грань, когда нужно различать Богатую Куклу и Живого Человека, эту грань, за которую они заступили, не оглядываясь, эту грань, эту черту показывает Достоевский…
За деньги можно купить всё. За деньги не купишь счастья, любви и здоровья.
И расчёт его удался, но кто знает, что с ним будет ПОТОМ? Как с ним поступит его же стихия?
Решила выставить
Печатал анализ рассказа Достоевского "Ёлка и Свадьба" и решила выставить. Читать долго,но если оставите мне комментарий,будет очень приятно.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше